Что такое декоративно-прикладное искусство?
Какова его роль? Нужно ли это вообще?
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro – украшаю, а в определении “прикладное” содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.
В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и всё, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
- В предварительном создании эскизов на бумаге;
- В продумывании элементов узора;
- В расположении их на объемах;
- В создании предметов декоративного характера;
-В умении найти способ изображения и оформления предмета;
-В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Декоративно-прикладное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Изделия народно-прикладного искусства, которое видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальное основа народного искусство близка и доступна дошкольнику для восприятия в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей.
Какую цель ставит перед собой педагог в ходе занятий?
- некоторыми видами и особенностями декоративно-прикладного искусства Республики Беларусь и иных народов (керамика, ткачество, вышивка, изделия из соломы);
- назначением различных изделий декоративно-прикладного искусства (для практического применения в быту и для украшения быта);
- особенностями декорирования предметов декоративно-прикладного искусства (повтор узора, чередование, симметрия);
- простыми образами-символами в орнаментальном искусстве Беларуси (древо жизни, знаки-символы солнца, земли, матери).
- выполнять узоры из простых элементов (мазки, точки, прямые и ломаные линии, дуги, круги, уголки, ромбики), а также растительных элементов (цветы, листья, ягоды);
- декорировать силуэтные изображения (юбки, фартуки, пояса, подносы, тарелки, салфетки)
- составлять композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций, импровизаций);
- реализовывать собственный творческий замысел, используя знакомые способы и техники изображения в декорировании.
Дополнительную информацию вы можете узнать по телефону:
9 02 39
(Маголло Татьяна Михайловна, заведующий)