Маршрут выходного дня
Тема: «Удивительное рядом»
«Используя каждый свободный час, идите с ребенком в поле, лес, на берег пруда. Самый непримечательный овражек, заросший кустарник, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза вашему ребенку. Незабываемые минуты изумления, удивления, которые переживает ваш ребенок, - это взлёты пытливой мысли»
В.А. Сухомлинский
Общие сведения о маршруте:
Задачи:
формировать у родителей интерес к взаимодействию и сотрудничеству семьи и детского сада в выходные дни;
познакомить родителей с формой организации совместного отдыха с детьми в выходной день, повысить культуру межличностных отношений между детьми и родителями, способствовать формированию у детей целевых ориентиров.
Уважаемые родители!
Предлагаем вам провести выходные дни вместе с вашими детьми на экологическом маршруте «Удивительное рядом», познакомив детей с удивительным миром природы. Мы надеемся, что совместный поход всей семьёй на природу научит ребёнка понимать её, всматриваться вдаль, принюхиваться к запахам трав и воды, любоваться красотой природы, выражать свои переживания. Рекомендуем совместно с ребенком обсудить план безопасного маршрута, рассказать ему, что он может увидеть интересного, как следует себя вести в природе.
Вид туризма: пешеходный.
Вид маршрута: маршрут выходного дня.
Направленность маршрута: экологический.
Продолжительность (часов): 2 часа.
Продолжительность (км): 3.
Возраст участников: 4-6лет.
Район похода: побережье реки Друть
Внимание! Перед тем, как отправиться на маршрут, нужно поговорить с детьми о правилах поведения в природе.
Схема маршрута выходного дня «Удивительное рядом»
По дороге к пруду обращаем внимание на знакомые ребёнку травянистые и цветущие растения и на то, сколько деревьев вокруг и какие все они разные. Уточняем, знает ли он, как называются эти деревья? Предлагаем поиграть в игру « К названному дереву беги», потрогать стволы деревьев - какие они на ощупь? Чем покрыты? У каких деревьев кора гладкая? У берега водоёма наблюдаем, где любит расти ива. Спрашиваем, знают ли дети, как в народе называют иву. Почему кажется, что ива плачет?
Предлагаем отгадать загадку о другом дереве:
В белом сарафане
Встала на поляне,
А летели синицы-
Сели ей на косицы.
Спрашиваем, чем нравится людям это дерево? Какая она, березка?
Предлагаем с ребёнком поиграть в игру « Украсим берёзку комплиментами».
По дороге к пруду всей семьёй заучиваем стихотворение Р.Валеевой:
Красивая земля моя,
Родные, милые края.
Роднее нет для нас земли
К тебе душой мы приросли!
Река Друть
Предлагаем ребёнку осмотримся, как красиво вокруг, «сфотографировать» эту великолепную природу. Напоминаем детям о правилах поведения на природе: давай с берега будем наблюдать за прудом, не нарушая мирной жизни этих обитателей, посмотрим, что есть под водой, кто там живет, кто плавает, что растет. Предлагаем полюбоваться, как красиво поверхность воды блестит на солнце, что в ней отражается. Подойдем к воде поближе, присядем на корточки и потрогаем рукой воду - какая она? Спросим у ребёнка можно ли её пить.
Растения реки
Обратим внимание на знакомые ребенку травянистые и цветущие растения, которые встречаются на реке, сочную траву возле воды. Полюбуемся красотой водно-прибрежного пейзажа (свешивающиеся ивы, отражающиеся в воде кустарники, гладкая поверхность воды, стройные березки вокруг пруда). Спросите, какие растения знает ребенок. Обратите внимание на то, как они произрастают: растения с высоким стеблем образуют первый ярус; растения со стелющимися стеблями и не такие высокие — второй ярус; третий ярус образуют мхи. Расскажите малышу для чего нужны растения в пруду (это питание, для дыхания обитателей водоёма, жильё и защита для обитателей). Понаблюдайте вместе за растениями, пополните книги для сбора и засушки растений. Покажите ребёнку траву-ряску, кувшинку, камыши, лилию.
Уточните, почему они водяные растения? Обратим внимание, что водяные растения очищают воду, наполняют её кислородом, которым дышат животные водоема.
Животные и насекомые водоёма
Понаблюдайте вместе с ребёнком за плавающими в воде рыбками, головастиками, лягушками, насекомыми, спросите у них, как они выглядят.
Загадайте ребенку загадку:
На реке звенит звонок –
Начинается урок.
Все детишки головасты,
Подрастут — наденут ласты.
А пока под мостиком,
Тренируют хвостики!
Рассмотрите головастиков, что у них есть (голова и хвостик, глаза и ротик).
Расскажите малышу, почему они все время проводят в воде?
Прочитайте ребенку стихотворение о головастиках, спросите у него, чьи они детки:
Вихрем мчится под водой
Головастик молодой.
А за ним еще пяток,
А за ним сплошной поток:
Тот без ног, а тот с ногам.
Этот — прямо, тот — кругами.
Кто — налево, кто — направо,
Так и носится орава
Вдоль пруда, вокруг пруда.
Почему? Зачем? Куда?
Головастики спешат –
Превратиться в лягушат!
Спросите у ребёнка, еще каких животных можно встретить на водоеме?
Прочитайте ему стихотворение про лягушку.
Лягушка травяная,
Не очень и большая,
Лишь сантиметров десять,
Или бывает шесть.
Коричневого цвета,
Смешная-пресмешная,
Комариков штук двести
За сутки может съесть.
Но ты ее не трогай,
Когда случайно встретишь,
Тебя она боится,
Хочу тебе сказать!
Она ведь недотрога,
Тихонько хочет скрыться,
Ты главное старайся
Ее не напугать.
Организуйте наблюдения за животными, расскажите, как приспособлены утка, лягушка к жизни на берегу и в воде, какие у них перепонки на лапах, как они передвигаются по суше и в пруду, чем кормятся, есть ли у них враги,
какую пользу они приносят? Проговорите народные приметы про лягушку вместе с ребенком:
Лягушки по суше прыгают — это к дождю.
Лягушки к удаче, к деньгам.
Покажите ребенку животных и насекомых, которые обитают в водоёме и его окрестностях: жук-плавунец, водомерки, прудовики, рыбы, ужи, лягушки. Над водой летают стрекозы, бабочки, комары. Покажите ребенку, как выглядит кузнечик, расскажите, где у него ушки, чем питается, если у него враги и как он спасается от них. Обратите внимание ребенка на летающих над водой и берегом стрекоз, полюбуйтесь их красотой, стремительностью их полета. Расскажите, как выглядит стрекоза, на кого охотится, почему у неё огромные глаза и короткие усики, куда откладывает свои личинки, как происходит превращение личинки во взрослую стрекозу. Спросите у ребенка, как выглядит комар, где у него находится орган слуха, почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров? Почему их называют вредными насекомыми?
Удивительное растение на маршруте: старая ива из которой растет рябина.
Эти загадочные муравьишки
В гостях у птиц
Можно спросить у ребёнка, кто же еще живет около водоёма? (Птицы). Понаблюдайте за плавающими и ныряющими утками, легкостью их передвижения, красивым оперением, кряканьем. Обратим внимание, что водоёмы любят аисты, цапли, чайки. Они лакомятся насекомыми, головастиками, лягушками.
Обратите внимание малыша, что на берегу много красивых и интересных камешков и ракушек ,предложите их собрать немножко в ведерки для поделок. Помогите ребенку сделать вывод ,что река- красивое место, куда приходят погулять многие . И нам нужно беречь это место, и не только это место, но и другие уголки природы нашей страны. Вместе с ребенком установите знаки возле реки: «Не бросайте мусор!», «Берегите природу!».
В конце прогулки предложите малышу поиграть в подвижную игру «Аист и лягушата».
Примерные вопросы для беседы с ребёнком об объекте на маршруте.
Чем питаются бабочка и стрекоза ?
Куда откладывают личинки стрекоза, пчела, майский жук ?
Какую пользу приносят муравьи и пчелы?
Чем поёт кузнечик?
О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки?
Чем поет кузнечик?
Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы?
Почему возле водоёмов много комаров ?
Кто же друг березке?
Что произойдет с птицами, насекомыми, если исчезнут растения?
Задания после завершения прогулки
1. Дома вместе с ребенком проявите ваши «фотографии» и нарисуйте то, что видели, то что «фотографировали».
2.Сделайте из рисунков«Альбом впечатлений».
3.Допишите «Жалобную книгу природы». Какие пункты хотел бы добавить в эту книгу ваш ребенок ? ( «Не загрязняйте водоемы, рыбы любят жить в чистой воде!»«Не ломайте деревья! Они очищают наш воздух!»)
4. Из камешек и ракушек сделайте аппликацию.
5.Проведите опыты с водопроводной водой и водой из реки ,какая чище?
Дополнительная информация в « маршруте выходного дня»
С собой предлагаем взять старую книгу для сбора и засушки растений, бинокли и лупу, чтобы увидеть много интересного и удивительного в природе , магнитофон, чтобы записать звуки природы, пение птиц, звуки листвы, насекомых, ведерко для воды.
Опасные места на маршруте - перекрёсток дорог.
Релаксационные упражнения на свежем воздухе
Цель: развитие способности осознавать и выражать свои чувства, желания, привести тело к равновесию и гармонии, успокоиться.
Упражнение №1 «Воздушные шарики»
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик . Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Упражнение №2 «Облака»
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако . Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
Упражнение №3 «Спящий котёнок»
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают(садятся на корточки) У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
Упражнение №4 «Шишки»
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)
Упражнение №5 «Холодно – жарко»
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).
Упражнение №6 «Улыбка»
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
Упражнение №7 «Бабочка»
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
ПРОЕКТОМ «Кропка на карте».