Маршрут выходного дня
«Обелиск жертвам фашизма»
Задачи:Формировать представления о белорусской армии, трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы Великой Отечественной войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды. Воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностное отношение к жизни и миру.
Описание маршрута:
Пешая прогулка по берегу реки Друть
Памятник «Обелиск жертвам фашизма» в Друтском переулке.
Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту:
- Сегодня мы совершим прогулку по нашему району к памятнику «Обелиск жертвам фашизма».Давным-давно в 1941 году пришла к нам беда. Фашистские захватчики напали на нашу Родину. Солдаты встали на защиту нашей Родины. Многие получили боевые награды, ордена и медали.
А началось всё ранним утром 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Взревели моторы танков и самолетов, обрушив на мирные города и сёла сотни тонн смертоносного груза. Фашисты хотели захватить нашу Родину и всех нас превратить в рабов. Так началась война. Весь народ от мала до велика, поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками.
Остановка – памятник в месте массового захоронения жителей Рогачева – жертв фашизма в годы Великой Отечественной войны.
Здесь было расстреляно более трёх тысяч советских граждан еврейской и цыганской национальностей. Массовое истребление населения началось осенью 1941 года. В первую неделю ноября фашистами было уничтожено около 3 000 советских граждан еврейской национальности. Затем, в марте 1942, на этом же месте были замучены и расстреляны более 300 граждан еврейской и цыганской национальностей.Обелиск жертвам фашизма установлен в 1964 году.
Чтение отрывка из книги «Память. Рогачёвский район»: «Путём этого дикого кровожадного погрома фашистские мерзавцы истребили всё полностью оставшееся в Рогачёве еврейское население всех возрастов – от грудных младенцев до глубоких стариков. Перед расстрелом палачи долго издевались над своими жертвами. Мужчин, женщин и детей фашисты держали в сырых холодных подвалах бывшего склада, откуда каждый день гоняли их на самые тяжёлые работы. Подгоняемые палками немцев, обречённые убирали камни и кирпичи, возили песок, воду. Женщины и подростки выгребали руками нечистоты из уборных, на которых красовались надписи: «Только для немцев».
Рогачев. Расстрельные рвы.
Наиздевавшись над беззащитными людьми, в первых числах ноября фашистские людоеды согнали всех евреев в здание бывших складов, раздели людей и партиями вывозили ко рву. Фашисты заставляли свои жертвы ложиться в ров рядами, а затем расстреливали из автоматов и винтовок или просто убивали прикладами.
Маленьких детей гитлеровцы брали за ноги, ударяли головой о мёрзлую землю и бросали в ров в общую груду мертвецов.
В марте 1942 года в этом же рву были замучены и расстреляны 300 советских граждан еврейской и цыганской национальностей, собранных со всех районов. Немного позже массовые расстрелы советских граждан производились немецкими палачами на русском кладбище над Днепром. Это страшное место рогачёвцы назвали «долиной смерти». Здесь расстрелы производились ежедневно. На кладбище немцы заранее вырывали яму 3 м в ширину, 6 м в длину и 3 м в глубину, а когда эта яма наполнялась трупами, вырывали новую яму. Таких ям в этой «долине смерти» было десять.
Расправа на кладбище обычно производилась так: фашисты приводили к очередной яме обречённых, ставили их в ряд и расстреливали. Трупы засыпали тонким слоем земли. Затем следовала другая партия и т.д.
В марте 1942 года этот страшный ров был размыт весенней водой. Оккупанты срочно мобилизовали население города вылавливать трупы из реки. Погибших снова закапывали на берегу. Учительница Н.С. Баранцова вспоминала: «…Весь ров был загружен тысячами трупов, которые были только чуть присыпаны, и вода снесла весь слой земли. Среди трупов большинство было женщин, детей и стариков. Открывались невероятные по своей жестокости картины: убитая мать лежала, обняв своих детей. Трупы были раздеты почти догола. Работала на засыпке трупов нас много, работали почти весь день…»
Война длилась очень долго – 4 года(1418 дней и ночей)! И,наконец, пришла долгожданная Победа! Это случилось 9 мая 1945 года! Радости людей не было конца. Вот как музыканты отражают этот счастливый день в песне «День победы». (Прослушать с ребенком запись песни.)
Предложите ребёнку почтить погибших минутой молчания, тихонечко положить к обелиску цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке). Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков. Предложить ребёнку навести порядок вокруг обелиска: собрать мусор, сгрести упавшие листья, подмести степени обелиска. А ребёнок обязательно расскажет родителям, что они часто наводят порядок на этом месте во время экскурсий со своей группой и воспитателями!
По возвращении домой можно почитать ребенку стихи о войне (приложение), детские книги: "Последний штурм", "Тринадцатый лыжник", "Операция "мост", "Я и ты солдат", "Главное войско". Включите военные песни и не спешите отгонять от телевизора, во время трансляции фильма про войну. Покажите небольшой отрывок боя, уточните, что независимо от звания и должности, все эти люди – герои. Расскажите о своем отношении к этому празднику.
Приложение
Стихи детям о войне
З. Александрова
Из "Мурзилки" военных лет.
Моя сестра
Была обыкновенная
Она ещё вчера.
Теперь сестра военная,
Военная сестра.
Сестре на складе выдали
Большие сапоги.
В один сапог
— мы видели
Влезают две ноги.
Нога мала,
— смущённые
На складе говорят.
И выдали суконную
Шинель до самых пят.
Ей все шинели мерили,
Но меньше так и нет.
И там сестре не верили,
Что ей семнадцать лет.
У ней косичка белая
Вчера ещё была.
Моя сестрёнка
— смелая,
Хоть ростом так мала.
Когда летал над крышами,
Над нашим домом враг
—Она всегда с мальчишками
Влезала на чердак.
Шумел пожар над городом,
Дрожал огромный дом.
Она стояла гордая
С пожарным рукавом.
В дымящие развалины
Влетала, как стрела,
Откапывала раненых,
В укрытие несла.
Теперь сестра учёная,
Военная сестра,
На ней шинель с погонами,
Сестре на фронт пора.
Она в подарок платьице
Своё мне отдала.
У мамы слёзы катятся:
— Уж больно ты мала!
А сердце-то, как правило,
По маленьким болит. —
Сестра ремни поправила
И тихо говорит:
— Что голову повесила?
Я, мама, на посту —
И добавляет весело: —
На фронте подрасту!
Шинель
Почему ты шинель бережешь? -
Я у папы спросила. -
Почему не порвешь, не сожжешь? -
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
Потому я ее берегу, -
Отвечает мне папа, -
Потому не порву, не сожгу, -
Отвечает мне папа. -
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
Пусть будет мир!
Как надоели Войны на свете.
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.
Хочется крикнуть: » — Люди, постойте!!!
Войну прекратите!!! Живите достойно!!!
Гибнет природа и гибнет планета,
Ну, неужели вам нравится это??? »
Война — это боль, это смерть, это слёзы.
На братских могилах — тюльпаны и розы.
Над миром какое — то время лихое....
Где правит война — никому нет покоя.
Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет
А войн — НИКОГДА и НИГДЕ не бывает!!!
День Победы – это праздник,
Это вечером салют,
Много флагов на параде,
Люди ходят и поют.
Ветераны с орденами
Вспоминают о войне,
Разговаривают с нами
О победной той весне.
Там, в Берлине, в сорок пятом,
После натиска атак
Взвился соколом крылатым
Высоко советский флаг.
Все кричали: «Мир, победа!
Возвращаемся домой!»
Кому радость, кому беды,
Кто погиб, а кто живой.
Никогда забыть не сможем
Мы про подвиги солдат.
«Мир для нас всего дороже!» -
Так ребята говорят.
Никто не забыт
«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
(А. Шамарин)